![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
CIERVA C.30 И LEO C.30 ВО ФРАНЦИИ
Французская компания Liore et Olivier в 1931 году приобрела лицензию на автожиры La Cierva. Два прототипа были созданы под руководством инженера Lepere, однако его вариант автожира остался без дальнейшего развития. La Cierva C.19 был официально представлен во Франции. Однако для производства выбор пал на С.30, в основном благодаря серьезному исследованию, проведенному компанией Liore et Olivier в 1934 году. К этой дате было приобретено несколько экземпляров С.30, а доработку для производства проводила команда инженеров во главе с Renoux из фирмы Liore et Olivier. В его команду входили также Raymond Puech, Andrieu и Jean Grundfeld. La Cierva собственной персоной появился в январе 1934 года для представления пре-серийного образца С.30Р2 (G-ACKA)/ Демонстрация опытной машины, проведенная летчиком-испытателем Bourdin с успехом прошла в Villacoublay.

Именно этот факт склонил командование ВВС к развитию темы автожиров. Для начала было куплено четыре аппарата, произведенных английской компанией AVRo:
- №709 (G-ACWG) в июле 1934 года. Lepreux прибыл за ним в Manchester, и после возвращения во Францию он провел в период с 20 по 27 июля большое количество демонстрационных полетов в Villacoublay. Затем этот аппарат был окрашен в восенные цвета и стал С.30 №1, участвовавший в больших летних маневрах летом того же года;
- №776 (G-ACWH) был перегнан пилотом Lepreux в начале октября;
- №711 (G-ACWI) прибыл в декабре. После прибытия он использовался газетой “Le Petit Parisien”;
- №733 (G-ACWT) прибыл в Villacoublay в 1935 году. Это был крайний аппарат, C.30S, на который был установлен французский девятицилиндровый двигатель Salmson, который был мощнее, чем устанавливаемые британцами.
23 ноября 1934 года на XIV Авиационном салоне Lepreux смог взлететь и приземлиться на полянке перед Grand Palais в Париже. Это была демонстрация возможностей С.30, который в это время считался одним из самых передовых аппаратов во всей Европе.
Для подтверждения покупки этих 4 автожиров военными, в бюджете была сделана специальная запись о реализации заказа, направленного на модернизацию авиационного парка вооруженных сил.

АВТОЖИРЫ В ВОЗДУШНОЙ АРМИИ (ARMEE DE L’AIR)
Первый заказ на 25 аппаратов был выдан французскими военными 25 апреля 1935 года и имел порядковый номер 277/7. В 1936 году дополнительно были заказаны аппараты в соответствии с документом номер 377/7. В 1939 году четыре купленных у британцев и переименованных в 1935-1936 годах аппарата (F-AOHY, F-AOHZ, F-AOIO, F-AOLK) также были переданы на службу в воздушную армию.
В то же время начался выпуск серии С.30 на французском заводе. Первые поставленные в армию аппараты оснащались британским семицилиндровым двигателем AS Genet Major-I. В дальнейшем, все автожиры будут оснащаться девятицилиндровым Salmson 9Ne. Итак. №1 был поставлен 8 января 1936 года, а крайний автожир из первого заказа в июле 1936 года был передан в CRAS (комиссия по приемке серийных самолетов) в Villacoublay. Производитель Liore et Olivier внес в конструкцию незначительные мелкие изменения с целью улучшения характеристик аппарата С.30. Подавляющее большинство из них внешне даже не заметны, однако введенные производителем маленькие кили на горизонтальном оперении напротив, очень заметны. Предназначены они были для улучшения летных характеристик в связи с оснащением автожира новым, более мощным двигателем. Аппараты из второго заказа начали поступать в армию в январе 1938 года, с задержкой на 4 месяца по сравнении с предусмотренным планом выпуска. В машинах второго заказа также вводились изменения и дополнения. Всего было построено 64 LeO C.30. На 16 декабря 1938 года на службе находились 55 машин, а на сентябрь 1939, на момент начала Второй мировой войны, в строю оставалось 52 машины.

Эти аппараты на 1 сентября 1939 года распределялись следующим образом:
- 3 находились в центре обучения (CIOAA)
- 33 были поделены между семью армейскими разведывательными группами
- 16 находились на складах (EAA 301)
Несколько групп оснащались автожиром начиная еще с 16 ноября 1938 года: GAO 520 (Nancy), 506 (Metz), 552 (Reims) и т.п.
Новый заказ на 100 аппаратов был передан в SNCASE 2 сентября 1939 года, но, главным образом из-за других приоритетов, он так и не был реализован. 20 марта 1940 года Воздушная Армия располагала только 47 автожирами в летном состоянии (23 в армии, 8 в резерве, 16 на складе и 4 в ремонте из-за аварий). 9 мая 1940 года в результате немецкой атаки в строю осталось только 22 аппарата, принадлежащих GAO 2/550, 4/551, 1/506, 2/506, 1/514, а также в CIOAA, 25 штук на складах и 9 в военно-морской авиации (четыре в эскадрилье 7S-4, семь в 3S-2, из которых LeO C.301 №№2,3,4 и 5 абсолютно новые находились на учебных базах в Hyeres на Средиземном море).
В октябре 1939 года автожиры из GAO I/514 осуществили несколько разведывательных полетов над территорией Германии. Между февралем и июнем 1940 года CIOAA, которую к тому времени перевели в Mailly под командованием Guy Briand выполнили в общей сложности более 1700 часов полета и обучили порядка тридцати пилотов-корректировщиков артиллерийского огня.
Во время французской кампании автожиры выполняли в основном связные миссии, доставляя информацию от одного штаба к другому. Миссии эти были очень опасны, в основном из-за превосходства в воздухе самолетов Люфтваффе. Так, в конце мая были потеряны две машины (№№16 и 28)
Незадолго перед перемирием капитан Guy Briand старался определить крайнюю точку, которую достигнут немецкие войска, продвигаясь к югу. Этот разведывательный полет был выполнен под достаточно жесткими требованиями штаба Армии Луары. Во время этой миссии С.30 капитана Briand был обстрелян соединением Dornier Do-17, прошедшим на сто метров выше автожира. К счастью, из этой стычки аппарат вышел без повреждений. Вскоре CIOAA из Tonneins по требованию комиссии по перемирию занялась перегруппированием 12 оставшихся аппаратов. В 1942 году, когда немцы начали оккупацию cвободной зоны (zone libre), они смогли найти только семь автожиров. Да и те в непригодном для полетов состоянии. Был спрятан и сохранился всего один аппарат – прототип С.302, который после освобождения был отремонтирован аэроклубом Louis Roulland, некоторое время осуществлял полеты, а затем был передан в музей ВВС, где и находится в настоящее время.
АВТОЖИРЫ ВОЕННО-МОРСКОЙ АВИАЦИИ

Еще во время первого заказа на 25 аппаратов, сделанного 25 апреля 1935 года, четыре автожира были зарезервированы за военно-морской авиацией.
Аппараты эти были получены в период между 8 января и 25 июля 1936 года. Получал их EGAN (главный склад военно-морской авиации), находившийся в Orly, на котором даже была создана специальная секция автожиров под командованием лейтенанта флота Allain. Его основным заданием было изучение возможностей использования автожиров и их постановка на службу в военно-морской авиации.
Мичман первого класса (соответствует армейскому лейтенанту) Chatel de Raguet сменил Allain на посту командира секции к концу 1937 года.
В феврале 1938 года секция автожиров была переведена на базу в Hyeres на побережье Средиземного моря. Несмотря на то. Что все они несли обозначение HY, что было характерно для всех самолетов, принадлежащих этой базе, они были выделены в автономное подразделение под командованием того же Мичмана первого класса Chatel de Raguet.
В январе 1938 года в военно-морскую авиацию поступают четыре следующих автожира (поставка согласно контракта 390/7 подписанного в 1936 году).
Секция автожиров, имеющая уже 8 аппаратов, становится в мае 1939 года Эскадрильей 3S2. Мичман первого класса Chatel de Raguet получает в это время пост командующего всеми автожирами военно-морской авиации. После этого из состава ВВС на флот поступают еще четыре автожира.
На момент начала войны, 3 сентября 1939 года, Эскадрилья 3S2 базируется в Cuers-Pierrefeu в военно-морском секторе Toulon. Автожиры выполняют наблюдательные полеты в районе побережья Toulon.
Мичман первого класса Charre становится командиром эскадрильи 3S2 и заменяет на этом посту Мичмана первого класса Chatel de Raguet в конце декабря 1939 года. Все это время продолжаются наблюдательные полеты, а также полеты на поиски подводных лодок.
В январе 1940 3S2 начинает получать модифицированные автожиры – LeO C.301. С этого момента в эскадрильи наблюдается присутствие нескольких различных типов аппаратов – AVRo C.30, LeO C.30 и LeO C.301.
15 февраля эскадрилья 3S2 переводится на атлантическое побережье для замены эскадрильи 2S3, которая покидает Deauville и отправляется в Lanveoc-Poulmic. Первая группа из четырех автожиров покидает Cuers 22 февраля 1940 года и начинает передвижение по маршруту Montpellier-Carcassonne-Agen-Angouleme-Tour-Chartre-Deauville, куда они и прибывают 24-го числа. Вторая группа автожиров начинает путь по тому же маршруту 1-го марта. Пилоты 3S2 начинают выполнять те же миссии, что выполняла предыдущая находящаяся тут эскадрилья: наблюдение за подходными фарватерами порта Le Havre и эскорт проходящих туда кораблей.
Во время французской кампании немцы почти беспрерывно наступают, и 22 мая принимается решение об эвакуации эскадрильи 3S2. Автожиры покидают Deauville и перелетают на аэродром Querqueville неподалеку от Cherbourg. 3 июня новый приках об эвакуации – на этот раз в направлении Lanveoc с технической посадкой в Dinard. В Lanveoc эскадрилья 3S2, которой теперь командует мичман первого класса Delerue, теряет три машины, однако остальные семь остаются в строю. 18 июня эскадрилья получает приказ на эвакуацию из Lanveoc, экипажи сжигают свои автожиры чтобы они не достались противнику. Все соединения авиации военно-морского флота, на вооружении которых состоял С.30, были ликвидированы комиссией по перемирию.
Эскадрилья 3S2 военно-морской авиации использовала следующие автожиры:
- AVRo C.30 №03, 04, 07
- Liore et Olivier C.30 №2,3,4,5
- Liore et Olivier C.301 №2,3,4,5,6,7

КОНЕЦ
Jose Fernandez
Перевод Никиты Донцова
Французская компания Liore et Olivier в 1931 году приобрела лицензию на автожиры La Cierva. Два прототипа были созданы под руководством инженера Lepere, однако его вариант автожира остался без дальнейшего развития. La Cierva C.19 был официально представлен во Франции. Однако для производства выбор пал на С.30, в основном благодаря серьезному исследованию, проведенному компанией Liore et Olivier в 1934 году. К этой дате было приобретено несколько экземпляров С.30, а доработку для производства проводила команда инженеров во главе с Renoux из фирмы Liore et Olivier. В его команду входили также Raymond Puech, Andrieu и Jean Grundfeld. La Cierva собственной персоной появился в январе 1934 года для представления пре-серийного образца С.30Р2 (G-ACKA)/ Демонстрация опытной машины, проведенная летчиком-испытателем Bourdin с успехом прошла в Villacoublay.


Именно этот факт склонил командование ВВС к развитию темы автожиров. Для начала было куплено четыре аппарата, произведенных английской компанией AVRo:
- №709 (G-ACWG) в июле 1934 года. Lepreux прибыл за ним в Manchester, и после возвращения во Францию он провел в период с 20 по 27 июля большое количество демонстрационных полетов в Villacoublay. Затем этот аппарат был окрашен в восенные цвета и стал С.30 №1, участвовавший в больших летних маневрах летом того же года;
- №776 (G-ACWH) был перегнан пилотом Lepreux в начале октября;
- №711 (G-ACWI) прибыл в декабре. После прибытия он использовался газетой “Le Petit Parisien”;
- №733 (G-ACWT) прибыл в Villacoublay в 1935 году. Это был крайний аппарат, C.30S, на который был установлен французский девятицилиндровый двигатель Salmson, который был мощнее, чем устанавливаемые британцами.
23 ноября 1934 года на XIV Авиационном салоне Lepreux смог взлететь и приземлиться на полянке перед Grand Palais в Париже. Это была демонстрация возможностей С.30, который в это время считался одним из самых передовых аппаратов во всей Европе.
Для подтверждения покупки этих 4 автожиров военными, в бюджете была сделана специальная запись о реализации заказа, направленного на модернизацию авиационного парка вооруженных сил.


АВТОЖИРЫ В ВОЗДУШНОЙ АРМИИ (ARMEE DE L’AIR)
Первый заказ на 25 аппаратов был выдан французскими военными 25 апреля 1935 года и имел порядковый номер 277/7. В 1936 году дополнительно были заказаны аппараты в соответствии с документом номер 377/7. В 1939 году четыре купленных у британцев и переименованных в 1935-1936 годах аппарата (F-AOHY, F-AOHZ, F-AOIO, F-AOLK) также были переданы на службу в воздушную армию.
В то же время начался выпуск серии С.30 на французском заводе. Первые поставленные в армию аппараты оснащались британским семицилиндровым двигателем AS Genet Major-I. В дальнейшем, все автожиры будут оснащаться девятицилиндровым Salmson 9Ne. Итак. №1 был поставлен 8 января 1936 года, а крайний автожир из первого заказа в июле 1936 года был передан в CRAS (комиссия по приемке серийных самолетов) в Villacoublay. Производитель Liore et Olivier внес в конструкцию незначительные мелкие изменения с целью улучшения характеристик аппарата С.30. Подавляющее большинство из них внешне даже не заметны, однако введенные производителем маленькие кили на горизонтальном оперении напротив, очень заметны. Предназначены они были для улучшения летных характеристик в связи с оснащением автожира новым, более мощным двигателем. Аппараты из второго заказа начали поступать в армию в январе 1938 года, с задержкой на 4 месяца по сравнении с предусмотренным планом выпуска. В машинах второго заказа также вводились изменения и дополнения. Всего было построено 64 LeO C.30. На 16 декабря 1938 года на службе находились 55 машин, а на сентябрь 1939, на момент начала Второй мировой войны, в строю оставалось 52 машины.


Эти аппараты на 1 сентября 1939 года распределялись следующим образом:
- 3 находились в центре обучения (CIOAA)
- 33 были поделены между семью армейскими разведывательными группами
- 16 находились на складах (EAA 301)
Несколько групп оснащались автожиром начиная еще с 16 ноября 1938 года: GAO 520 (Nancy), 506 (Metz), 552 (Reims) и т.п.
Новый заказ на 100 аппаратов был передан в SNCASE 2 сентября 1939 года, но, главным образом из-за других приоритетов, он так и не был реализован. 20 марта 1940 года Воздушная Армия располагала только 47 автожирами в летном состоянии (23 в армии, 8 в резерве, 16 на складе и 4 в ремонте из-за аварий). 9 мая 1940 года в результате немецкой атаки в строю осталось только 22 аппарата, принадлежащих GAO 2/550, 4/551, 1/506, 2/506, 1/514, а также в CIOAA, 25 штук на складах и 9 в военно-морской авиации (четыре в эскадрилье 7S-4, семь в 3S-2, из которых LeO C.301 №№2,3,4 и 5 абсолютно новые находились на учебных базах в Hyeres на Средиземном море).
В октябре 1939 года автожиры из GAO I/514 осуществили несколько разведывательных полетов над территорией Германии. Между февралем и июнем 1940 года CIOAA, которую к тому времени перевели в Mailly под командованием Guy Briand выполнили в общей сложности более 1700 часов полета и обучили порядка тридцати пилотов-корректировщиков артиллерийского огня.
Во время французской кампании автожиры выполняли в основном связные миссии, доставляя информацию от одного штаба к другому. Миссии эти были очень опасны, в основном из-за превосходства в воздухе самолетов Люфтваффе. Так, в конце мая были потеряны две машины (№№16 и 28)
Незадолго перед перемирием капитан Guy Briand старался определить крайнюю точку, которую достигнут немецкие войска, продвигаясь к югу. Этот разведывательный полет был выполнен под достаточно жесткими требованиями штаба Армии Луары. Во время этой миссии С.30 капитана Briand был обстрелян соединением Dornier Do-17, прошедшим на сто метров выше автожира. К счастью, из этой стычки аппарат вышел без повреждений. Вскоре CIOAA из Tonneins по требованию комиссии по перемирию занялась перегруппированием 12 оставшихся аппаратов. В 1942 году, когда немцы начали оккупацию cвободной зоны (zone libre), они смогли найти только семь автожиров. Да и те в непригодном для полетов состоянии. Был спрятан и сохранился всего один аппарат – прототип С.302, который после освобождения был отремонтирован аэроклубом Louis Roulland, некоторое время осуществлял полеты, а затем был передан в музей ВВС, где и находится в настоящее время.
АВТОЖИРЫ ВОЕННО-МОРСКОЙ АВИАЦИИ


Еще во время первого заказа на 25 аппаратов, сделанного 25 апреля 1935 года, четыре автожира были зарезервированы за военно-морской авиацией.
Аппараты эти были получены в период между 8 января и 25 июля 1936 года. Получал их EGAN (главный склад военно-морской авиации), находившийся в Orly, на котором даже была создана специальная секция автожиров под командованием лейтенанта флота Allain. Его основным заданием было изучение возможностей использования автожиров и их постановка на службу в военно-морской авиации.
Мичман первого класса (соответствует армейскому лейтенанту) Chatel de Raguet сменил Allain на посту командира секции к концу 1937 года.
В феврале 1938 года секция автожиров была переведена на базу в Hyeres на побережье Средиземного моря. Несмотря на то. Что все они несли обозначение HY, что было характерно для всех самолетов, принадлежащих этой базе, они были выделены в автономное подразделение под командованием того же Мичмана первого класса Chatel de Raguet.
В январе 1938 года в военно-морскую авиацию поступают четыре следующих автожира (поставка согласно контракта 390/7 подписанного в 1936 году).
Секция автожиров, имеющая уже 8 аппаратов, становится в мае 1939 года Эскадрильей 3S2. Мичман первого класса Chatel de Raguet получает в это время пост командующего всеми автожирами военно-морской авиации. После этого из состава ВВС на флот поступают еще четыре автожира.
На момент начала войны, 3 сентября 1939 года, Эскадрилья 3S2 базируется в Cuers-Pierrefeu в военно-морском секторе Toulon. Автожиры выполняют наблюдательные полеты в районе побережья Toulon.
Мичман первого класса Charre становится командиром эскадрильи 3S2 и заменяет на этом посту Мичмана первого класса Chatel de Raguet в конце декабря 1939 года. Все это время продолжаются наблюдательные полеты, а также полеты на поиски подводных лодок.
В январе 1940 3S2 начинает получать модифицированные автожиры – LeO C.301. С этого момента в эскадрильи наблюдается присутствие нескольких различных типов аппаратов – AVRo C.30, LeO C.30 и LeO C.301.
15 февраля эскадрилья 3S2 переводится на атлантическое побережье для замены эскадрильи 2S3, которая покидает Deauville и отправляется в Lanveoc-Poulmic. Первая группа из четырех автожиров покидает Cuers 22 февраля 1940 года и начинает передвижение по маршруту Montpellier-Carcassonne-Agen-Angouleme-Tour-Chartre-Deauville, куда они и прибывают 24-го числа. Вторая группа автожиров начинает путь по тому же маршруту 1-го марта. Пилоты 3S2 начинают выполнять те же миссии, что выполняла предыдущая находящаяся тут эскадрилья: наблюдение за подходными фарватерами порта Le Havre и эскорт проходящих туда кораблей.
Во время французской кампании немцы почти беспрерывно наступают, и 22 мая принимается решение об эвакуации эскадрильи 3S2. Автожиры покидают Deauville и перелетают на аэродром Querqueville неподалеку от Cherbourg. 3 июня новый приках об эвакуации – на этот раз в направлении Lanveoc с технической посадкой в Dinard. В Lanveoc эскадрилья 3S2, которой теперь командует мичман первого класса Delerue, теряет три машины, однако остальные семь остаются в строю. 18 июня эскадрилья получает приказ на эвакуацию из Lanveoc, экипажи сжигают свои автожиры чтобы они не достались противнику. Все соединения авиации военно-морского флота, на вооружении которых состоял С.30, были ликвидированы комиссией по перемирию.
Эскадрилья 3S2 военно-морской авиации использовала следующие автожиры:
- AVRo C.30 №03, 04, 07
- Liore et Olivier C.30 №2,3,4,5
- Liore et Olivier C.301 №2,3,4,5,6,7


КОНЕЦ
Jose Fernandez
Перевод Никиты Донцова